Актуально на 10 мар 2023
К сентябрю ООП детского сада должна соответствовать федеральной программе.
Предлагаем дорожную карту по переходу на ФОП дошкольного образования и таблицу, чтобы внести правки в ООП. Создать рабочую группу и утвердить программу по новым требованиям помогут готовые образцы приказов.
Сформируйте рабочую группу по переходу на ФОП. Включите в нее заместителя заведующего, старшего воспитателя, методиста, секретаря или делопроизводителя. По желанию добавьте воспитателей, педагога-психолога, учителя-дефектолога и т.д. Руководителем группы можете назначить себя или старшего воспитателя.
Обсудите на педагогическом совете, что поменять в учебном процессе. Воспользуйтесь презентацией, чтобы наглядно продемонстрировать изменения в законодательстве.
Дополнительно используйте письмо Минпросвещения с ответами на частые вопросы о ФОП ДО. Например, чиновники поясняют, можно ли разрабатывать несколько ООП ДО, в том числе на разные структурные подразделения, каким требованиям должна отвечать парциальная программа и т.д.
По итогам педсовета определите основные мероприятия для перевода детского сада на федеральную программу. Обсудите с коллегами, кто войдет в рабочую группу и за что будет отвечать.
Издайте приказ. Перечислите членов рабочей группы, их полномочия. Отдельное положение о работе группы можно не утверждать – это создаст дополнительную бюрократическую нагрузку на работников. К тому же, они и так обязаны соблюдать локальные акты и законодательство. Достаточно указать основные поручения в приказе, а мероприятия и сроки – в плане-графике.
Перечислите основные мероприятия по внедрению федеральной программы в плане-графике. Можете назвать его «дорожной картой». Рекомендаций от Минпросвещения по этому поводу нет.
Выделите тематические блоки – например, четыре основных: подготовительные мероприятия, корректировка ООП, обсуждение и утверждение ООП, изменение локальных актов. Распределите по ним задачи. За каждым мероприятием закрепите ответственного. Назначьте сроки исполнения. Воспользуйтесь готовым образцом.
Утвердите график грифом или приказом. Можете использовать единый приказ о переходе на ФОП и создании рабочей группы.
При подготовке детского сада к внедрению ФОП ДО ориентируйтесь на критерии Минпросвещения (письмо Минпросвещения от 03.03.2023 № 03-327). Чиновники выделили семь параметров готовности школы. Однако шесть подойдут и для сада:
Дополнительно смотрите запись лекции о том, как внедрить ФОП в образовательный процесс детского сада.
Разработчики ФОП установили, что обязательная часть ООП ДО должна соответствовать федеральной программе и оформляться в виде ссылки на нее (п. 4 ФОП ДО). Скорректированный ФГОС ДО дублирует эту норму (п. 2.12 ФГОС ДО).
Закон об образовании предусматривает, что содержание и планируемые результаты ООП ДО должны быть не ниже тех, что указаны в ФОП ДО. При этом детский сад обладает автономией и свободен в определении содержания образования, выборе образовательных технологий и учебно-методического обеспечения, если иное не установлено Законом об образовании (ч. 1, 2 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Тем не менее, лучше поступить так, как написано в ФОП ДО. Это избавит от возможных замечаний со стороны проверяющих и упростит работу педагогов, которым не придется составлять большую часть программы. Однако в самой ФОП ДО есть компоненты, в которых разработчики указали, что детский сад должен составить их самостоятельно. В таком случае удобно оформлять не одну ссылку на всю ФОП, а разные – на конкретные компоненты, которые не требуют доработки.
В таблице – анализ содержания ФОП ДО и пояснения, можно ли его корректировать. Покажите таблицу рабочей группе и решите, какие правки лучше внести в ООП ДО.
Можете указать значимые для разработки и реализации ООП характеристики, в том числе особенности развития детей. Это позволит обосновать, зачем понадобилось менять текст ФОП ДО, и выполнить требования ФГОС ДО (п. 2.11.1) | |
Корректировать не стоит. ФГОС ДО требует, чтобы в обязательной и формируемой части ООП конкретизировали целевые ориентиры с учетом индивидуальных траекторий развития детей, в т.ч. с ОВЗ (п. 2.11.1). Однако разработчики ФОП подчеркивают, что в дошколке должны быть не конкретные результаты, а только характеристики возможных достижений воспитанников. При этом перечень достижений в ФОП достаточно широк и охватывает все возрастные группы. Кроме того, для детей с ОВЗ чаще всего разрабатывают адаптированные программы по требованиям ФАОП ДО ОВЗ. | |
Задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп | Корректировать не стоит. В ФОП подробно расписали содержание образовательной и воспитательной деятельности по каждому направлению развития и для всех возрастов – от 2 месяцев до 7 лет |
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы | Можете добавить особенности детского сада, если не отразили их в ФОП. Например, авторские методики и формы работы с детьми |
Особенности образовательной деятельности разных видов, культурных практик и способов поддержки детской инициативы | Корректировать не стоит. В ФОП описали все основные виды образовательной деятельности и культурных практик в детском саду |
Взаимодействие педколлектива с семьями воспитанников; направления и задачи коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ (КРР) | Можете добавить специальные методы взаимодействия с родителями и детьми с ОВЗ, если не включили их в ФОП, но успешно применяете в вашем саду. Опишите КРР для тех детей с особенностями, которым ПМПК не рекомендовала разрабатывать АООП или АОП |
Конкретизируйте программу под реальные условия, сложившиеся в детском саду – разработчики прямо на это указывают (п. 29.3.5.1 – 29.3.5.3, 29.3.6, 29.3.7 ФОП ДО). Однако можете оставить и в качестве рамочной. Тогда программа позволит педагогам быстро подстраиваться под нужды воспитанников в процессе реализации ООП ДО | |
ФГОС ДО не требует указывать психолого-педагогические условия в ООП. Оставьте подраздел как часть общих принципов реализации программы | |
Корректировать не стоит. ФОП не выдвигает жестких требований к организации РППС и позволяет детскому саду самостоятельно проектировать среду. Оставьте подраздел рамочным, чтобы не вносить изменения в ООП, когда трансформируете РППС под нужды воспитанников. Подробнее – в рекомендации «Как создать развивающую предметно-пространственную среду детского сада» | |
Материально-техническое обеспечение, методические материалы и средства обучения и воспитания | Корректировать не стоит. В ФОП перечислили законодательные требования к пространству, которые детский сад должен соблюдать всегда. Если слишком детализируете подраздел, то придется часто вносить изменения в ООП ДО |
Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений | Используйте перечень в качестве методического пособия для педагогов. ФГОС ДО его не предусматривает, но можно оставить как часть ФОП |
ФГОС ДО не требует указывать кадровые условия реализации ООП. Оставьте подраздел как часть ФОП | |
Скорректируйте режим, чтобы он соответствовал действующему в детском саду. Так требует ФГОС ДО (п. 2.11.3) | |
Можете добавить в календарный план воспитательной работы мероприятия по ключевым направлениям воспитания детей (п. 36.2 ФОП ДО). Убрать обязательные мероприятия из федерального плана не получится, так как он един для всех детских садов страны |
Обсудите с коллегами, как составить часть ООП ДО, формируемую участниками образовательных отношений. Она должна быть представлена во всех трех разделах программы. Объясните, что надо взять в качестве основы ФОП ДО и дописать положения, которые отражают потребности воспитанников и запросы родителей. Например, добавить парциальные образовательные программы в содержательный раздел (п. 2.9, 2.11.2 ФГОС ДО).
Компоненты формируемой части можно вставить в виде целого текста или ссылки на методическую литературу, в которой изложены содержание парциальной программы, методики и формы организации образовательной работы (п. 2.12 ФГОС ДО). Например, используйте в таком качестве комплексные вариативные программы – полностью или частично.
Проверьте, чтобы соотношение обязательной и формируемой частей ООП ДО составляло пропорцию 60/40
Формируемая часть может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных, региональных и иных условий, в которых ведете образовательную деятельность; сложившиеся традиции детского сада и т.д. Главное, чтобы содержание и планируемые результаты формируемой части были не ниже тех, что указаны в ФОП ДО (п. 4 ФОП ДО).
Напомните коллегам, что ФГОС ДО обязывает дополнить ООП ее краткой презентацией (п. 2.13 ФГОС ДО). Этого компонента в ФОП ДО нет. Разработайте его самостоятельно. Укажите в презентации:
Специалисты из Минпросвещения составили диагностическую карту соответствия ООП ДО обязательному минимуму содержания, заданному в федеральной программе. Проверьте по ней получившийся проект ООП.
Издайте приказ, чтобы утвердить ООП дошкольного образования в новой редакции. Успейте до 1 сентября (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ). Но можно и раньше: перейти на новую ООП по ФОП ДО разрешили в любое время с 8 января 2023 года.
Воспользуйтесь готовым образцом.
Поручите ответственному в течение 10 рабочих дней опубликовать новую ООП на сайте (ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Попросите разместить в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в подразделе «Образование» раздела «Сведения об образовательной организации».
Поручите рабочей группе проверить, надо ли корректировать локальные акты. Например, добавить реквизиты ФОП в положения о разработке образовательной программы, в том числе адаптированной, рабочей программы воспитания и другие документы, которые регламентируют разработку ООП в детском саду.
Таких локальных актов может не быть – это нормально. Законодательство детально регулирует подготовку образовательной программы и не требует принимать дополнительные акты. Текущие поручения фиксируйте в приказах. Общие правила оформления документов установите в инструкции по делопроизводству.
Необязательно, но родители вправе интересоваться содержанием образования и методами обучения (п. 4 ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Сообщите детали перехода на ФОП ДО сразу всем – на общем родительском собрании. Поручите старшему воспитателю рассказать, что начинаете применять федеральную программу, и уточнить дату. Поясните, что это не затронет воспитанников и родителей, так как ФОП разработали по ФГОС (п. 3 ФОП ДО). Основные условия обучения и воспитания останутся прежними.
Объясните, что Минпросвещения поручило внедрить ФОП, чтобы сформировать единое образовательное пространство и обеспечить качественное базовое образование.
Да, можно – в формируемой части ООП ДО.
Разработчики ФОП ДО подчеркивают, что федеральная программа образует основную часть ООП ДО. Детский сад обязан самостоятельно составить часть, формируемую участниками образовательных отношений (п. 4 ФОП ДО). Для этого надо учитывать требования ФГОС ДО – разработать собственные парциальные образовательные программы или указать ссылки на методическую литературу, в которой изложены содержание парциальной программы, методики и формы организации образовательной работы (п. 2.12 ФГОС ДО). Например, в качестве такой литературы можно использовать комплексные вариативные программы, с которыми привыкли работать.
Закон об образовании обязывает разрабатывать ООП ДО на основе ФГОС и федеральной программы (ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Требование использовать примерные программы из него убрали. Планируют скорректировать и ФГОС ДО, чтобы удалить упоминание о примерных вариативных программах.
С 1 января 2023 года примерные программы можно использовать при разработке ООП только как основу для вдохновения. Например, копировать некоторые абзацы, чтобы составить свою парциальную программу для формируемой части ООП ДО. Лучше не указывать в ООП ссылки на примерные программы – это могут расценить как противоречие Закону об образовании.
Используйте ФАОП ДО ОВЗ.
С 07.02.2023 действует федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ (приказ Минпросвещения от 24.11.2022 № 1022). Она носит рамочный характер и имеет модульную структуру. На ее основе можно разработать АОП ДО для воспитанников с разной нозологией: